Back to top

Криптовалюты и государства: от любви до ненависти

Свое мнение по этому поводу, наверное, имеет каждый человек в мире, даже если его компьютерная грамотность сводится к умению разложить пасьянс. Не стали исключением и чиновники различных уровней, а также представители крупных банков, часто имеющих полугосударственный статус. Такие люди отзываются о криптовалютах в негативном ключе и предостерегают потенциальных инвесторов от потери вложенных средств. Что это: искренняя тревога или нежелание терять контроль над крупными финансовыми потоками? Точный ответ дать невозможно, но многие страны стараются стать более открытыми для криптобизнеса, а некоторые — рассматривают вопрос о выпуске официальной цифровой валюты.

Государственный альткоин: есть ли смысл?

В идеологию криптовалют заложены принципы независимости и децентрализации, что не очень хорошо сочетается с идеей госрегулирования. Первые разговоры о выпуске национальной криптовалюты начались в конце 2017 года. С подобными инициативам выступили Дубай, Венесуэла и Беларусь. Emcash и PetroMoneda сейчас не торгуются на биржах, а вот белорусский Taler (TLR) оценивается примерно в 2 цента. Пока что монета привязана к белорусскому рублю, имеется возможность майнинга. Россия и Китай только прорабатывают вопрос запуска таких проектов. Добычи, скорее всего, не будет в обоих случаях. Да и в полной мере считать эти монеты криптовалютой вряд ли можно: китайский вариант даже не будет полностью основан на технологии блокчейн. Для России это могло бы стать возможностью проведения расчетов с иностранными компаниями в условиях санкций. Кроме того, уже на стадии проработки крипторубля, рассматривается вопрос его интеграции в китайскую экосистему. В свете постоянного расширения сотрудничества двух стран, эта идея кажется актуальной.

Страны, дружественные к криптобизнесу

Таких рейтингов очень много, здесь точно: сколько людей, столько мнений. Но некоторые государства мелькают в таких списках чаще других.

Мальта

Законодательства этого островного государства крайне дружественно относится ко всем цифровым компаниям. А программа Malta Global Resident Programme, в которой могут участвовать русские, украинцы и белорусы (главное, не являться резидентом ЕС, а также Швейцарии, Исландии, Норвегии и Лихтенштейна) позволяет оформить особый налоговый статус. Если полученные за границей доходы не перечисляются, то налог с них не взимается, в противном случае ставка составит 15%. А вот если сумма была заработана на Мальте, то заплатить придется уже 35%. Нерезиденты освобождаются и от налога на прирост капитала. Приятный бонус: свободное перемещение по всей Шенгенской зоне.

Бермуды

Просто рай для тех, кто предпочитает платить как можно меньше налогов. Здесь отсутствует НДС, налог на прибыль и прирост капитала, а с дохода физического лица придется выплачивать всего 10%. И уж совсем фантастический плюс: компания будет считаться находящейся в местной юрисдикции, даже если присутствует на Бермудах абсолютно виртуально. Не требуется ни офиса, ни сотрудников. Кроме того, криптовалюта по местным законам не является платежным средством, а значит с нее можно не платить вообще никаких налогов.

Швейцария

Островок финансовой стабильности с очень дружественным к криптовалютному бизнесу законодательством. Правда, нужно внимательно выбирать конкретный кантон: где-то с отношением к цифровой валюте определились, а где-то — нет. В целом, страна считается самой дружественной к криптовалюте среди государств континентальной Европы. Все нововведения в законодательстве происходят после консультаций с представителями компаний, работающих в сфере блокчейнтехнологий.

Словения

Еще один криптовалютный рай, на этот раз, на территории бывшего соцлагеря. Биткоин и все алькоины в Словении признаны виртуальными валютами. Майнингкомпании освобождены от уплаты НДС. Вообще, ситуация с налогообложением криптовалютных компаний в стране достаточно запутана, но власти предпочитают использовать индивидуальный подход. Поэтому конкретные цифры можно получить только на этапе регистрации бизнеса. Чаще всего, налоговики предпочитают идти навстречу коммерсантам.

Когда другого выхода просто нет…

Экономические потрясения в Венесуэле и Аргентине привели к гиперинфляции национальных валют, поэтому местное население и правительства предпочитает применять для расчетов их цифровые аналоги. В Венесуэле уже более 3000 компаний использует Dash, доля других алькоинов тоже значительна. Государство же возлагает большие надежды на криптовалюты в плане обхода санкций. А вот Аргентина лидирует по повседневному обороту Bitcoin. С этим связан и стремительный рост числа биткоин-банкоматов. Криптовалюта используется даже для оплаты поездок в такси и общественном транспорте